О внесении изменений в государственную программу
Российской Федерации "Доступная среда"
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся
в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 15, ст. 1746; 2021, № 14, ст. 2327).
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу
с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской ФедерацииМ.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2021 г. №
И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в государственную программу
Российской Федерации "Доступная среда"
Изложить государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 марта 2019 г. № 363
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 2021 г. № )
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА"
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
1. Оценка текущего состояния сферы социальной защиты инвалидов
в Российской Федерации
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., подписанной Российской Федерацией в 2008 году
и ратифицированной в 2012 году (далее -Конвенция), в Российской Федерации необходимо обеспечить принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа
к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также
к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Согласно Конвенции в Российской Федерации признается равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания при равных
с другими людьми вариантах выбора и вовлеченности в местное сообщество.
До принятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (далее - Программа) отсутствовал комплексный подход по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации, как в охвате сфер жизнедеятельности инвалидов, так и потребностей самих инвалидов. Кроме того, не было определено участие общероссийских общественных организаций инвалидов в формировании доступной среды.
За период реализации Программы к 2021 году количество доступных приоритетных объектов составило 27,9 тысяч (70,4 процента из их общего количества - 39,7 тысяч).
Количество общеобразовательных организаций, в которых обучаются дети-инвалиды, увеличилось в 5 раз - с 2 тысяч в 2011 году
до 10,1 тысяч (24,5 процента) к 2021 году. Количество дошкольных образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования к 2021 году составило
8,1 тысяч (21 процент от общего количества таких организаций).
Оказана поддержка 66 учреждениям спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в 60 субъектах Российской Федерации, что позволило повысить долю инвалидов в возрасте
от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом,
с 13 процентов в 2011 году до 76 процентов к 2021 году от их общего числа.
Так, результаты практической реализации Программы в регионах позволили путем принятия законодательных и нормативных правовых актов реализовать положенияКонвенции и определить полномочия органов власти по обеспечению доступной среды в различных сферах.
Программы социальной защиты в ведущих странах мира включают доступную и безбарьерную среду: все культурные организации и места отдыха оснащены специальными пандусами, автоматическими дверями, лифтами и прочим; работу специалистов с инвалидами; создание групп по общению инвалидов и совместному восстановлению; просветительскую работу о том, как нужно вести себя в общении с инвалидами,
о толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья.
В странах Европы создана и эффективно функционирует законодательная база для поддержки людей с ограниченными возможностями. Широкое распространение получили программы по реабилитации и интегрирования инвалидов в общество. Важное значение имеет равенство в правах со здоровыми людьми и недопустимость дискриминации людей с тяжелыми недугами.
Оценка состояния анализируемой сферы с состоянием данной сферы у ведущих стран мира и стран Европы показывает во многом схожесть
в механизмах обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг,
а также формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
В части прогноза развития в сфере реализации Программы стоит отметить, что повышение уровня образования инвалидов, в том числе
в условиях инклюзивного образования, уровня доступности объектов
и услуг, предоставляемых населению, повысит степень экономической активности инвалидов, будет способствовать более высокому уровню занятости этой категории граждан и приведет к относительной независимости от социальных выплат (пенсия по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты) и, как следствие, к повышению потребительского спроса.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации Программы
Основные приоритеты и цели государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения включают в себя:
создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа
к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для использования инвалидами;
социальное сопровождение граждан, в том числе инвалидов,
при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие
в оказании медицинской, психологической, педагогической, юридической,
социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь (мероприятия по социальному сопровождению осуществляются с использованием методик преемственности и в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг);
создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов
к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
обеспечение информационной доступности в части выпуска книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий для инвалидов по зрению, и в части адаптации телевизионных программ для инвалидов по слуху;
формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, которые должны решать вопросы медицинского и социального характера, а также учитывать то, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны;
создание условий доступности образования для инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством обеспечения деятельности ресурсных учебно-методических центров, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, а также базовых профессиональных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации.
Одним из механизмов, обеспечивающим реализацию целей в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы (в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих модернизацию региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).